Маркетплейсы для малого бизнеса ― это возможность быстрого старта продаж и выхода на отборную целевую аудиторию. Многие маленькие компании изначально создаются для продаж на Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет и т. д. Аудитория этих площадок насчитывает миллионы пользователей ежедневно. Но есть и другие, нишевые маркетплейсы, которые направлены на более узкие сегменты. Например, øutofstock — российский маркетплейс лимитированной одежды и обуви, или Ешь Деревенское — маркетплейс фермерских продуктов. Подобных нишевых маркетплейсов в России много, и практически любой ваш товар не является чем-то эксклюзивным и маловостребованным (например, вы продаёте соломенные лапти), то он найдёт своего покупателя за пределами маркетплейсов-гигантов. Разберемся, на что стоит обратить внимание малому бизнесу при выборе маркетплейса для продаж.
Зачем маркетплейсы малому бизнесу
Маркетплейс для малого бизнеса ― это:
- Возможность быстро начать продажи товара.
- Большой охват потенциальных клиентов.
- Экономия на раскрутке собственного бренда. Мощности крупного маркетплейса помогают повысить узнаваемость продавца.
Преимущества крупного маркетплейса
К перечисленным общим плюсам продаж на маркетплейсах крупные площадки добавят:
- Больше возможностей заработать. У крупных маркетплейсов больше аудитория, поэтому есть возможность заработать больше, чем на нишевом маркетплейсе.
- Полное сопровождение сделки. Крупные маркетплейсы предлагают разные варианты сотрудничества, в том числе, берут на себя хранение товара, упаковку и доставку до покупателя. Маленькому ритейлеру достаточно только производить товар и поставлять его на склады маркетплейса-гиганта. Далеко не все нишевые маркетплейсы могут предложить такие же условия сотрудничества.
Чем крупный маркетплейс уступает нишевому
- На крупном маркетплейсе сложнее конкурировать с другими продавцами, потому что их больше. На Озон, Вайлдберриз и Яндекс.Маркете зарегистрированы десятки тысяч пользователей и большинстве ниш высокая конкуренция.
- Значительная часть пользователей крупного маркетплейса не является вашей целевой аудиторией. Они заходят на Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет для покупки товаров из другой ниши.
- Если бренд неизвестен, то покупатель, скорее всего получит товар и скажет, что купил это на Ozon, а не у продавца X. Это может стать проблемой, если вам важно сохранить индивидуальность бренда.
- У крупных маркетплейсов, как правило, более строгие правила. За их несоблюдение продавец моментально карается санкциями или баном.
Преимущества нишевого маркетплейса
- Выход на целевую аудиторию малого бизнеса. Небольшой маркетплейс, работающий в вашей нише, как раз ориентирован на покупателей, заинтересованных в товарах вашего сегмента. Аудитория уже прогрета, у нее есть потребность в покупке, и она заходит на нишевой маркетплейс в поиске подходящего продавца.
- Объективная статистика поведения покупателей. Вместе с торговлей на нишевом маркетплейсе маленькая компания получает возможность изучать свою целевую аудиторию. На основе анализа поведения покупателей можно разрабатывать новые маркетинговые стратегии и корректировать действующие.
- Возможность развивать собственный бренд. На нишевом маркетплейсе продавец получает больше возможностей заявить о себе как о бренде, а не просто мелкой шестеренке в большом механизме маркетплейса.
Чем нишевой маркетплейс уступает крупному
- Меньше охват аудитории, а следовательно, меньше потенциальная прибыль.
- Более избирательная аудитория.
- В большинстве случаев нишевые маркетплейсы не могут предложить продавцу хранение, упаковку и доставку. Всю эту работу придется делать самостоятельно.
Какой маркетплейс выбрать малому бизнесу
Выбор маркетплейса целиком зависит от поставленных целей. Если для вас приоритетна прибыль, то логичнее выбрать крупный маркетплейс и вкладываться в продвижение своего профиля, чтобы оказываться на верхних позициях выдачи. Если же вам важно сохранить свою индивидуальность, влиться в «тусовку» таких же маленьких компаний в своем сегменте, обзавестись лояльными постоянными клиентами, то вам больше подойдёт нишевой маркетплейс. Альтернативный вариант — зарегистрироваться и в крупном, и в нишевом маркетплейсе, проанализировать результаты и в зависимости от них выбирать дальнейшую стратегия.