При создании сайтов достаточно часто встречается ситуация, когда заказчик недоволен результатом. Как правило, разработчик готов учесть замечания заказчика и выполнить какие-то небольшие доработки, это вполне обычная практика. Но если заказчик начинает предъявлять необоснованные, с точки зрения исполнителя, требования, начинаются споры, порой они перерастают в судебные разбирательства. Результатом чаще всего становится недоделанный проект. Чтобы гарантированно застраховать себя от подобных проблем, как заказчику, так и исполнителю необходимо ответственно подходить к составлению технического задания.
Грамотно составленное ТЗ позволяет избежать разночтений, недопониманий и недобросовестного исполнения. ТЗ должно прикладываться к договору на создание сайта и на практике является едва ли не более важным документом, чем сам договор. Именно в ТЗ прописываются все параметры будущего сайта и детализированный список выполняемых работ. Все, что есть в техническом задании, разработчик сайта обязан выполнить. И наоборот — если чего-то в техзадании нет, он не обязан это делать.
Как и кем составляется техническое задание
В идеале ТЗ исполнителю должен выдавать заказчик. Но так как большинство заказчиков не являются специалистами в области разработки сайтов, на практике ТЗ составляет разработчик в тесном сотрудничестве с заказчиком. При этом заказчик должен хотя бы в общих чертах понимать, что значат конкретные пункты технического задания. Как правило, в ТЗ на создание сайта описываются следующие основные пункты:
Очень важно, чтобы в ТЗ не было субъективной информации. Поэтому в самых важных разделах — «Структура и функциональность сайта» и «Дизайн сайта» максимально полно и конкретно оговариваются все требования заказчика. Например, в ТЗ не может быть сказано «простая CMS для интернет-магазина» или «красивый дизайн», это субъективно. Должна быть указана конкретная система управления сайтом, даны четкие критерии дизайна — например, «в цветах корпоративного стиле заказчика, в светлых тонах, в три колонки» и т.д. Если сайт должен корректно отображаться и функционировать в разных операционных системах, браузерах и на разных устройствах (компьютеры, смартфоны, планшеты), это также оговаривается в ТЗ.
В ТЗ указывается, кто подготавливает контент – сам заказчик или исполнитель, осуществляется ли поисковое продвижение. Как правило, поисковое продвижение сайта является отдельной услугой и регламентируется отдельным договором, но закладывается на самом начальном этапе проекта.
Техническое задание является приложением к договору и подписывается заказчиком и исполнителем. Учитывая, что само составление ТЗ является трудоемкой работой, оно обычно оплачивается. Также важно учесть, что без подробного техзадания невозможно рассчитать общую стоимость создания нетипового сайта. Именно после составления ТЗ, когда становится понятным объем работы, исполнитель может назвать полную стоимость всего проекта.
Заказывая сайт, никогда не подписывайте ТЗ без подробного его изучения. Просто помните: то, что не описано в ТЗ, с большой вероятностью не будет сделано.
Могут ли какие-то веб-проекты быть выполнены без ТЗ? Да, если речь идет о типовых решениях, не требующих дополнительного программирования. Во всех остальных случаях заказчику следует уделить составлению ТЗ самое пристальное внимание.