Токсичные сотрудники — это люди, которые уже работают в штате компании и тем или иным образом разлагают атмосферу в коллективе. Не всегда токсичность удается распознать на этапе собеседования, поэтому от таких кадров не застрахован ни один работодатель. Проблема токсичности актуальна не только для компаний с офисами и традиционными точками продаж. Проблемные сотрудники легко демотивируют своих коллег и в онлайне. В этой статье разберем распространенные виды токсичных сотрудников и узнаем способы борьбы с ними.
Ворчуны критикуют всё вокруг и всем недовольны. Начинается с недовольства плохим кофе возле кулера, а заканчивается разговорами о некомпетентных руководителях и низкой оплате труда. Ворчуна не устраивает всё в компании, он распространяет свой негатив на коллектив и подрывает авторитет начальства. Ворчун может деморализовать своих коллег, посеяв среди них мысли, что компания всё делает не так.
Если ворчун не особо важен для компании и без него не остановятся рабочие процессы, то лучше избавиться от такого токсичного сотрудника. Работа ворчуна играет значительную роль в компании? Тогда для начала выслушайте его. Возможно, некоторые претензии действительно заслуживают внимания. Во-вторых, откровенно поговорите с ним, объясните, что его критика деморализует сотрудников и влияет на весь бизнес. Пусть он лучше приходит со своими предложениями к руководителю, чем делится негативом с коллективом.
Кто в курсе каждой новости из личной жизни коллег? Кто обсуждает развод начальника, покупку машины директора, лишние килограммы секретарши? Это сплетники, которые превращают офис в локальную санта-барбару и распространяют слухи обо всех коллегах. Они в курсе всего и с удовольствием поделятся этой информацией со всеми, хорошенько ее приукрасив. Иногда из-за этих сплетен в коллективе возникают напряженные ситуации, нередко доходит и до драк.
Провести беседу со сплетником, сделать выговор и предупредить коллектив, что с этим человеком лучше не вести откровенных бесед. Если сотрудник всё равно продолжит распускать слухи, то уволить его. Увольнение лучше сделать максимально доброжелательным, потому что сплетники любят после ухода из компании лить грязь в сторону своего бывшего работодателя. Многие не гнушаются распространять откровенную ложь, которая мешает аудитории составить объективное мнение о компании.
Как правило, это сотрудники, которые относительно давно работают компании. Они знают всё лучше всех, постоянно говорят коллегам, что они делают свою работу неправильно, и разводят своеобразную корпоративную дедовщину. Особенно достается новым сотрудникам, они вынуждены работать под шквалом критики в свой адрес, от чего снижается их эффективность.
Первый способ — загрузить умника работой. Задания должны быть достаточно сложными, чтобы сотрудник был вынужден доказывать на деле уместность своих замечаний и критики. Если он не справится с заданием, то не сможет продолжать смотреть на других свысока. Если же умник справится, то предложите ему роль наставника для менее опытных коллег. В этой роли он должен будет учить и курировать молодых сотрудников, а не просто критиковать их.
Токсичности от бездельников в принципе нет, но и пользы тоже немного. Это те самые люди, которые тихо сидят в своем углу и не хотят ничего делать, бурно изображая загруженность в работе.
Вычислить бездельника просто, нужно поставить адекватные дедлайны, ограничив срок выполнения его задач. Если сотрудник систематически не укладывается в срок, то принимаем дисциплинирующие меры. Кроме дедлайнов, это будут регулярные отчеты о проделанной работе и контроль результатов выполнения задач. Не стоит сразу отказываться от услуг сотрудника ― возможно, спад эффективности стал следствием выгорания, каких-либо личностных причин или обстоятельств. В этом случае лучше дать сотруднику отпуск и оценивать его уже после необходимого отдыха.
Шутник, душа компании, самый харизматичный чувак в коллективе и, парадокс, один из самых неэффективных сотрудников. Такой человек веселит коллег, травит байки и больше болтает, чем работает. В итоге коллеги заканчивают рабочий день с хорошим настроением и… невыполненными задачами, потому что вместо работы слушали звезду или читали ее байки и веселились.
Использовать энергию сотрудника во благо. Например, поручить ему коммуникативные задачи. Направлять на переговоры, выставки и промо-мероприятия ― очаровывать клиентов и партнеров, договариваться о наилучших условиях сотрудничества.
Для эффективной деятельности компании полезно отслеживать процессы внутри коллектива и быть в курсе всех событий. Обнаружили в своем коллективе архетипы из статьи? Теперь вы знаете, что с ними делать. Оставайтесь вместе с 1C-UMI и читайте новые статьи в нашем блоге.