Когда в компании нет свежих идей для развития, на помощь приходит он — мозговой штурм. Специалисты собираются вместе и участвуют в оживленной беседе, набрасывая полезные идеи для улучшения работы. Мозговой штурм вполне осуществим и на удаленке ― в формате видеоконференции.
Проводить мозговой штурм не всегда просто. Бывает, что мысли не идут, а самая лучшая идея за полчаса мозгового штурма — сделать перекур. С таким штилем в море мыслей идей для решения рабочих задач ждать не приходится.
Разберем 9 техник, помогающих провести мозговой штурм с пользой для компании.
В обычном мозговом штурме главная задача участников — генерировать полезные идеи, помогающие компании продвигаться на рынке, получать новых клиентов, улучшать качество товаров и т. д. Если классический подход не приносит результатов, то пробуйте идти от обратного. Пусть участники мозгового штурма предлагают идеи, которые заранее обречены на провал. Даже такие предложения закинут в едва тлеющий костер стопку дров, и пламя креатива начнет гореть с новой силой. Для мозгового шторма важно сдвинуться с места, с чего-то начать, и техника «от обратного» справляется с этой задачей.
Этот способ удобнее использовать при живом собрании специалистов в офисе, баре или кафе. Каждому участнику выдается лист и ручка, задается тема собрания, и все записывают в своем листе пришедшие в голову идеи. Далее листы передаются по кругу, и каждый участник вписывает свою новую идею или пытается улучшить предложение коллеги. Передача листов происходит до тех пор, пока круг не заканчивается. Затем берутся результаты совместного труда и разбираются в общем обсуждении.
У Гены Иванова день не задался. На мозговом штурме он неактивен и не предложил ни одной идеи. А что если Гена на час станет, например, Илоном Маском, Джеффом Безосом или Джеком Ма? Такие ролевые игры помогают специалистам по-другому посмотреть на задачу, мыслить без каких-либо рамок и предубеждений. Иногда эта нестандартная техника приносит свои плоды, и в процессе игры рождаются инновационные решения рабочих задач.
Ещё один способ взглянуть на проблему с нового ракурса во время мысленных баталий. Суть состоит в том, что участникам нужно придумать решение поставленной задачи для другого времени. Например, нужно привлечь клиентов в мясную лавку 19 века или разработать сайт для онлайн-продаж в 2090 году. В процессе обсуждения вы получите ряд решений, которые могут сработать и сейчас.
Введите рабочее понятие «главное слово мозгового штурма». Далее все участники, отталкиваясь от этого слова, начинают предлагать свои идеи. Слово должно обозначать главный предмет разговора. Например, этим словом может быть главное достоинство товара или желаемая цель руководства.
Тему мозгового штурма можно масштабировать или, наоборот, преуменьшать. Предположим, перед участниками брейншторма стоит задача придумать рекламный ролик для детей в России. Пусть задача будет придумать такой ролик, который понравится любому ребенку в мире вне зависимости от особенностей его воспитания и общества. Обратная сторона — придумать такой ролик, который понравится конкретному ребенку участника мозгового штурма. В первом случае идеи помогают масштабировать деятельность компании, во втором — работать на конкретную узкую аудиторию.
Мозговой штурм ограничен по времени, и за 10, 20, 50 минут нужно накидать как можно больше идей. Такой метод особенно полезен для сотрудников, пик активности и продуктивности которых приходится на время окончания дедлайнов.
Цель участников мозгового штурма — набрать определенное количество идей во время обсуждения. Например, необходимо придумать 100 способов распространения продукции компании. Первые 50 будут привычны и банальны, зато потом участникам придется подключать нестандартное мышление, чтобы придумать что-то инновационное.
Поделите участников брейншторма на 3 группы — интроверты, экстраверты и самые опытные эксперты компании. Первой группе предложите провести классический мозговой штурм с открытым обсуждением, второй — записать свои идеи на бумаге или в сообщении, а третьей нужно будет проанализировать все полученные идеи и выбрать наиболее полезные и реализуемые. Этот способ поможет одинаково раскрыться и внести вклад в мозговой штурм специалистам компании с разными типами личности.