Считанные счастливчики не сталкивались в своей жизни с руководителями-тиранами. Этот тот вид управленцев, которые предпочитают методу «Кнута и пряника» метод «Кнута и кнута». Как правило, на такой работе долго не остаются, между спокойствием и рабочим местом выбирая первое. Даже если сотрудник решил держаться за свою работу, то никакой мотивации «делать выше нормы» у него нет. Да и привычные обязанности угнетенный специалист будет исполнять без энтузиазма, вполсилы. Как руководителю не допустить этого? Правильно мотивировать и уважительно относиться к подчиненным. Про первое поговорим детальнее.
Оставляйте исполнителю возможность проявить себя при выполнении задачи, применить нестандартный подход к работе и свободно обсуждать свои идеи с начальством. Если задача допускает нетривиальную реализацию, то позвольте сотруднику проявить инициативу. Например, клиент заказал дизайн комнаты в классических пастельных цветах. Ваш специалист аргументированно считает, что, кроме классики, подойдет и другой, более смелый дизайн. Позвольте дизайнеру сделать несколько вариантов, в том числе и экспериментальный. Даже если клиент откажется от него, уважение к мнению дизайнера мотивирует сотрудника к творческой инициативе.
Очень полезно информировать сотрудников о результатах реализованных ими проектов. Если законченный проект набрал обороты, заказчик остался доволен результатами и горячо расхваливал компанию, проект получил награду и принес пользу компании, то обязательно сообщите об этом работавшим над проектом специалистам. Успех выполненных работ мотивирует сотрудников развивать свои профессиональные навыки и добиваться новых результатов. Информация о неудачах поможет исправить совершенные ошибки и не допускать их в новых проектах. Работу над ошибками стоит проводить в конструктивном ключе, детально разбирая, почему не сработало то или иное решение.
Скрывать от сотрудника степень сложности задания бессмысленно. Лучше «на берегу» откровенно разъяснить, что задача будет непростая, в ходе работы могут возникнуть сложности и нужно быть готовым их решать. При этом руководитель не зря выбрал именно этого сотрудника в исполнители, ведь его потенциал позволяет быть уверенным в успехе проекта. Когда исполнитель видит реальную картину происходящего, то ему легче настроить себя на долгую и кропотливую работу. А вера руководства в его профессионализм мотивирует отважно бороться с трудностями. Для дополнительной мотивации есть смысл пообещать сотруднику премию за успешное выполнение ответственного задания.
Верный способ мотивировать исполнителя — узнать, какая работа ему нравится больше всего, и поручить правильную задачу. Например, у вас в штате два строителя. Одному больше по душе клеить обои, а другому шпаклевать стены. Эффективнее будет поручить каждому выполнить именно ту задачу, которая его больше воодушевляет. Казалось бы, это очевидно, но нередко руководители не интересуются сферой интересов сотрудников и просто дают задания. От неправильного выбора исполнителя может пострадать результат. Если ситуация позволяет, старайтесь распределять задачи по интересам специалистов.