Развивать компанию на собственные средства, конечно, более безопасно, чем брать кредит. Но в реальности далеко не у каждого предпринимателя есть личные средства для продвижения своего бизнеса. Бизнесмены берут кредиты, занимают крупные суммы у родственников и знакомых для развития компании. Предпринимателям следует обратить пристальное внимание на 3 важных фактора, обеспечивающих безопасность займа. Поговорим подробнее про каждый из этих факторов.
Брать кредит безопасно при условии, что прибыль превышает ежемесячный платеж по кредиту плюс постоянные затраты компании (зарплаты, покупка расходных материалов, аренда помещения и т. д.). Контролировать денежные потоки компании поможет грамотно налаженный финансовый учет. Например, целенаправленно брать кредит на открытие новой торговой точки, если старые работают исправно и приносят компании серьезную прибыль. Оценить эффективность работы старых точек невозможно без грамотного учета финансов в компании. Для крупных компаний необходим целый финансовый отдел, для компаний поменьше с подсчетом прибыли обычно справляется бухгалтер. Оформляя кредит на развитие компании, вы должны быть уверены в том, что деньги действительно пойдут на продвижение новых торговых точек, покупку нового оборудования, обучение сотрудников для существенного повышения их квалификации, а не утонут в погашении задолженности перед налоговой или в выдаче задержавшейся зарплаты. В этом случае деньги будут потрачены, а развития компания не получит.
Кредит целесообразно брать, если вы полностью уверены, что в ближайшем будущем у компании точно будут заказы и для их выполнения уже не хватает производственной мощности. Например, компания качественно сделала работу для крупного заказчика и он уже подписал договор на совместную работу в течение всего года, а ещё хорошо сработала контекстная реклама, и общее количество заказов увеличилось в несколько раз. В этом случае заемные средства помогут расширить штат специалистов, что позволит выполнить все полученные заказы. Легко спрогнозировать спрос на товары перед ключевыми праздниками. Например, цветочному магазину может быть финансово выгодно взять кредит перед 8 марта для покупки большего количества цветов, чем обычно.
У компаний периодически возникают кассовые разрывы — ситуации, когда нет денег на оплату базовых расходов (закупка материалов, выплату зарплат, оплату аренды офиса и т. д.). Брать ли кредит в случае, если случился кассовый разрыв? Всё зависит от причины этого разрыва. Если причина несущественна и скоро финансовая ситуация нормализуется (например, клиент попросил отсрочку платежа на 2 недели), то допустимо взять кредит для быстрого устранения кассового разрыва. Если причина кассового разрыва в неэффективности компании, в её убыточности, то лучше пересмотреть бизнес-процессы внутри компании. Возможно вам необходимо сделать ребрендинг, переключиться на другую целевую аудиторию, попробовать торговать товарами из другого ценового сегмента, чем вписываться в кредит.