Система управления содержимым сайта — это программа, при помощи которой создаются и наполняются веб-сайты.
Первые интернет-сайты создавались разработчиками буквально «вручную», с помощью программирования с использованием языков HTML, PHP, CSS. Создание таких сайтов требовало знаний веб-технологий, а любое изменение в такие сайты можно было вносить, изменяя код сайта — также при помощи программирования. Естественно, что такой подход к созданию сайтов был весьма неудобен с точки зрения их владельцев. По сути, без профессиональных программистов, услуги которых стоят недёшево, внести любые изменения в сайт — будь то изменение шрифта или добавление нового товара в базу, было невозможно.
С развитием интернета появились инструменты, которые позволяли управлять содержимым сайта и частично его внешним видом. Такие инструменты получили название системы управления содержимым сайта (или контентом сайта). Их английское название — content management system (CMS). Современные системы CMS, которые иногда также называют движками сайта, умеют настраивать внешний вид сайта и управлять его содержимым (контентом).
С помощью CMS для сайта можно изменить структуру веб-представительства, добавить на него информацию или удалить её, установить для неё разные уровни доступа (например, сделать так, чтобы определённые статьи, страницы или товары были доступны только зарегистрированным пользователям). Системы управления содержимым позволяют планировать публикации на заданное время — например, с помощью CMS можно сделать так, что информация о скидках в интернет-магазине появится строго 25 декабря в 12 часов.
Системы управления контентом могут быть платными и бесплатными. Некоторые бывают условно платными — в них некий базовый набор возможностей предлагается бесплатно, а за дополнительные функции нужно заплатить. Некоторые CMS предназначены для определённых типов сайтов. Например, среди бесплатных движков платформа Wordpress чаще всего используется для блогов и новостных сайтов, а Joomla популярна среди владельцев интернет-магазинов. Есть и более универсальные платформы, на которых легко можно сделать сайт любой тематики, например, UMI.CMS.
Выбор CMS должен зависеть от требований к их возможностям. Создатель сайта должен определиться, что должна уметь система управления содержимым его сайта и только после этого останавливать свой выбор на той или иной платформе.
При выборе системы управления содержимым стоит обращать внимание на наличие технической поддержки — специалистов, которые могли бы помочь решить проблемы с сайтом на той или иной платформе. Если такого сервиса нет, то это означает, что возникнувшие сложности придется решать владельцу сайта или веб-разработчикам, работающим на него.
Современная система управления содержимым сайта должна обеспечивать возможность удобного управления и лёгкого продвижения, функционал онлайн-платежей (если у вас интернет-магазин) интеграции с различными внешними сервисами (например, системами учёта), подключения сервисов веб-аналитики для анализа поведения посетителей ресурса, должна быть быстрой и экономичной для её владельца. Удобное свойство многих популярных CMS — наличие готовых шаблонов оформления сайта, с помощью которых можно выбрать и настроить внешний вид веб-ресурса.