В начале своего предпринимательского пути неопытный бизнесмен рискует попасть в классические финансовые ловушки. Они актуальны как для бизнеса в интернете, так и для офлайн продаж. Бесполезно заниматься продвижением в интернете и налаживать продажи, находясь в такой ловушке, потому что они рушат бизнес на самом фундаментальном уровне. Разберем 4 финансовых капкана, которые с легкостью можно обойти «ещё на берегу».
Распространенная ошибка предпринимателей — не платить себе зарплату, полагаясь только на дивиденды (чистую прибыль). К сожалению, молодой бизнес не всегда может рассчитывать на дивиденды. Если месяц вышел неудачным, компания осталась без прибыли и у предпринимателя нет других источников дохода, он берет деньги из резервов компании. Это приводит к бюджетным дырам, долгам и негативным последствиям для развития бизнеса. Руководитель компании ― это ключевой ее сотрудник, функции которого жизненно важны для бизнеса и должны соответственно оплачиваться из фонда оплаты труда.
Документально обозначить должность генерального директора компании и заложить в бюджет зарплату гендиректора. Директором и собственником может быть одно лицо. Дивиденды идут собственнику, а директор получает стабильную зарплату каждый месяц.
Своя компания, особенно если она первая, автоматически воспринимается, как дело всей жизни. Предприниматель отождествляет себя со своим бизнесом, и зачастую не отделяет личный бюджет от бюджета компании. Есть единый бюджет, который тратится и на личные нужды и на нужды компании. В результате предприниматель со временем теряет контроль над финансами компании. Личные затраты нередко опустошают бюджет компании. Например, предприниматель сделал ремонт у себя в квартире и не рассчитал дополнительные расходы. Ремонт в квартире получился хорошим, а компания недосчиталась нужного оборудования или не выплатила сотрудникам заработную плату в полном объёме.
Разделять личный бюджет и бюджет компании.
Не всегда рост объема продаж компании свидетельствует об увеличении прибыли. Нельзя исключать случаи продаж в убыток. Например, для заключения выгодного партнерского соглашения вы продаете партнеру большую партию товара по существенной скидке. Объём продаж увеличился, но компания потеряла деньги, вложив их в дальнейшее сотрудничество с партнером.
Чтобы убедиться в финансовой стабильности компании, нужно подсчитать ее рентабельность. Для расчета необходимо поделить чистую прибыль на выручку и умножить на 100. Выручка — это деньги, полученные от продажи товаров без учета расходов. Чистая прибыль — это часть выручки, полученная с учетом затрат. Например, компания продала партию товара на 500 000 рублей. Затраты на закупку материалов и работу специалистов составили 300 000. В этом примере 500 000 — выручка, а 200 000 (500 000 - 300 000) — чистая прибыль. 200 000 делим на 500 000 и умножаем на 100, получается рентабельность продаж в 40%. Это доля чистой прибыли в выручке компании. Отслеживайте показатель рентабельности продаж для понимания истинного положения финансовых дел компании.
У компании был хороший месяц, собственник получил дивиденды, выплатил заработную плату и забрал всю оставшуюся выручку себе. Казалось бы, что в этом криминального? Имеет право. Да, но для развития компании рекомендуется откладывать часть дивидендов. При таком подходе компания быстрее масштабируется и обретет финансовую подушку безопасности.
Заведите фонды или сберегательные счета и вкладывайте в них часть выручки. Накопленные средства послужат страховкой на «черный день».