Ответить на 100500 сообщений, обучить новых сотрудников и выслушать проблемы старых, объяснить новую маркетинговую стратегию специалистам, распределить бюджеты, продумать, как сократить расходы и увеличить прибыль, а вечером не забыть забрать ребенка из садика и погулять с собакой — порой именно так выглядит день руководителя небольшого бизнеса. Большинству управленцев тяжело долго работать в таком темпе. Если не научиться делегировать задачи, то качество работы со временем ухудшается, это приводит к снижению темпов развития бизнеса и профессиональному выгоранию. Разберем типичные мотивы, которые мешают управленцу поручать задания своим сотрудникам, и подскажем, как с этим бороться.
Неопытным управленцам бизнеса свойственно забирать себе все самые интересные задачи. Подчиненным же в этом случае достается рутина, которая быстро надоедает и не позволяет раскрыть свой потенциал. Стремление руководителя компании погрузиться самому в креативные задачи понятно, но это может демотивировать инициативных подчиненных. От бесконечной рутины их эффективность и инициативность начнет снижаться, на смену энтузиазму придет недовольство, что им не доверяют важные задачи. Если интересное задание под силу вашему сотруднику, то делегируйте это задание своему специалисту.
Сложности с делегированием задач часто имеют психологические источники. Когда человек постоянно бегает от стола к столу, ведет активные переговоры по телефону, отвечает на сотни писем, то он открыто демонстрирует свою важность для компании. Все окружающие видят, что руководитель компании работает. Если же все активные задачи отдать специалистам и спокойно заняться стратегическими вопросами, то подсознание может подкинуть сомнение: а не бесполезен ли я? Отсутствие демонстративной активности не означает бесполезность. Совсем наоборот: руководитель компании не должен бегать по офису, как белка в колесе, его задача — стабильное функционирование и постоянное улучшение рабочих процессов. Выполнять эту задачу можно по-разному: кто-то весь день сидит за рабочим столом, а кто-то вообще не появляется в офисе и контролирует всё из дома. Идеальных рабочих систем не бывает, всегда есть что улучшить, поэтому работа найдется и бояться бесполезности не стоит.
Часто руководитель компании опасается делегировать задачи из-за сомнения в профессионализме сотрудников: они сделают работу хуже, чем он сам. И всё же доверять специалистам нужно, иначе зачем их вообще брать на работу? Приготовьтесь к тому, что для достижения нужных результатов потребуется время. Объясните специалисту, как нужно выполнять ту или иную задачу и дайте шанс проявить себя. Обязательно контролируйте выполнение задач. Если спустя достаточное количество времени и попыток специалист так и не научился делать работу хорошо, то замените его на другого сотрудника. Собрать сильную команду — одна из основных задач хорошего управленца. Как только в штате будут высококлассные специалисты, руководитель компании без страха сможет делегировать им серьезные задачи.
На решение задачи требуется 10 минут работы руководителя и час работы сотрудника. Выполнить её самому или делегировать? Оптимальное решение — посчитать стоимость часа работы одного и другого и принимать решение, отталкиваясь от экономики. Например, если руководитель выполнит задание за 10 минут и стоимость его работы равна 2000 рублей, а сотрудник за 60 минут и стоимость часа его работы 500 рублей, то рационально отдать задачу сотруднику. Также учитывайте, что в дальнейшем сотрудник будет выполнять эту задачу быстрее, чем в первый раз.
Порой руководитель компании не решается делегировать задачу из-за того, что она очень важна и ошибка приведет к удару по репутации бренда. Переживания ― это нормально, но нельзя позволять им трансформироваться в страх. Делегировать задачу можно, но при этом следует уделить проверке результата больше внимания, помогать исполнителю, участвовать в работе вместе с сотрудником. Таким образом, руководитель компании не только успокоит себя, но и получит специалиста, способного браться за важную для бренда работу.