Грамотная адаптация нового специалиста не только сохраняет здоровую атмосферу в коллективе, но и позволяет компании сэкономить. От процесса адаптации напрямую связано постоянство штата. А чехарда с кадрами, в свою очередь, портит репутацию бренда, доставляет серьезную головную боль владельцу компании и его команде.
В начале своего карьерного пути в компании новый сотрудник не сильно привязан к бренду. Если ему что-то не понравится, то он может обратить внимание на другую компанию, пока серьезно не погрузился в дела на нынешнем месте. Это особенно актуально при приеме на работу ценных специалистов. Процесс адаптации важен для сохранения новых кадров и сокращения расходов на подбор нового персонала. В этой статье разберем тонкости каждого этапа адаптации нового специалиста в компании.
Начнем с этапа, который предшествует появлению специалиста в штате компании — с этапа сбора информации. Перед откликом на вакансию соискатели в большинстве случаев смотрят отзывы бывших сотрудников. На этом этапе вы уже можете потерять серьезный пласт потенциальных кадров, если репутация компании в сети оставляет желать лучшего. Работайте с негативными отзывами бывших сотрудников, особенно если они сгущают краски и преподносят информацию в выгодном только им самим свете. Эта подготовительная работа — почва для благоприятного последующего процесса адаптации нового специалиста.
Приходя в новую компанию, сотрудник попадает в стрессовую ситуацию. В первую очередь ему надо разъяснить базовые моменты. Ещё раз обговорить рабочий график, показать, где в офисе находится кулер, кофемашина, место для отдыха и т. д. Если компания предусматривает личные шкафчик, пропуск, корпоративную одежду, то показать шкафчик, сделать пропуск и проинформировать, что в офисе существует дресс-код. Четкая информация и инструкции сглаживают процесс адаптации и помогают сотруднику быстрее обжиться на рабочем месте.
Отдельно уделите внимание техническим моментам адаптации. Обеспечьте сотрудника нужным оборудованием (компьютером, телефоном, терминалом и т. д.). Если ранее специалист не работал с подобной техникой, то проведите инструктаж. Откройте доступ к корпоративной почте, добавьте специалиста в CRM-систему компании. Оставьте сотруднику контакты системного администратора на случай, если возникнут технические вопросы.
Скорость адаптации нового сотрудника в коллективе в основном зависит от его общительности и коммуникабельности, но руководитель отдела или владелец компании могут помочь новичку. Например, написать сообщение в общий чат и представить всем нового сотрудника, описав его прошлые достижения и сильные качества. Корпоративы, походы или просто регулярные собрания всего коллектива в офисе и обсуждение волнующих вопросов тоже помогут новичку почувствовать себя частью команды. Иногда в компании существует особый этикет деловых отношений. Например, у специалистов не принято раскрывать свою заработную плату или премию. О таких нюансах нужно предупредить новичка заранее, чтобы он не попал в неловкую ситуацию.
Корпоративы, кофе в офисе и PlayStation в комнате отдыха — это хорошо, но на работе, в первую очередь, работают. Поэтому рабочему процессу и организации работы новичка в начале уделяют пристальное внимание. Необходимо еще раз проговорить все правила выполнения задач и отчетности, ознакомить сотрудника со спецификой работы (если она есть), принять у новичка экзамен и т. д. Вы должны убедиться, что специалист понимает, что от него требуется, обладает информацией о компании и ее продуктах, умеет пользоваться необходимой техникой. Если есть возможность, то закрепляйте за новичком наставника с опытом работы. Он обучит нового сотрудника и сможет объективно оценить его профессионализм и прогресс.
Грамотный процесс адаптации нового сотрудника требует постоянного обновления данных. Например, проведите анкетирование нового сотрудника спустя месяц его работы. Спросите, чего ему не хватало в первые дни работы в компании? Что бы он поменял, убрал или добавил в адаптационный период? Также опросите наставников, если вы закрепляли их к новичкам. У наставников тоже могут появиться идеи для улучшения периода адаптации специалистов в рабочем коллективе.