Сергей Котырев: «Конкуренция на российском СMS-рынке значительно усилится»

:

Автор: Дмитрий Родин

В интервью TelNews генеральный директор ООО «Юмисофт», компании-разработчика систем управления контентом UMI.CMS, Сергей Котырев поделился своими соображениями о нынешнем состоянии и характеристиках российского CMS-рынка, тенденциях его развития и особенностях конкуренции.

В какую сумму Вы могли бы оценить оборот российского рынка CMS?

По моим оценкам, сейчас это 5-7 тыс. лицензий коммерческих систем в год, при их средней стоимости в $300.

В каких основных направлениях сейчас развивается отечественный CMS-рынок?

Разработчики коробочного ПО для управления сайтами стали уделять много внимания маркетинговому планированию и продвижению своих систем, в связи с чем можно говорить о начале активной конкуренции между коробками и об информационной открытости участников рынка в отношении собственного продукта.

Намечается тенденция отказа частных разработчиков от систем управления сайтами собственного производства. Программистский ресурс на рынке труда может оказаться исчерпан, и это приводит веб-студии к пониманию того, что им нужен универсальный продукт, сторонняя коробочная система, на базе которой можно создавать сайты, используя труд нескольких специалистов с уровнем квалифицированного вебмастера, а не гениального программиста, который в любой момент может покинуть компанию.

Как следствие — следующая тенденция: рост партнерских сетей. Разветвленная в регионах партнерская сеть одной коробочной системы исключает необходимость клиенту из Екатеринбурга запрашивать техническую поддержку в Москве или Петербурге. Он может найти ее в своем регионе.

Повышается уровень информированности конечного клиента об особенностях использования систем управления сайтами — как через сайты систем, так и через средства массовой информации. Конечный пользователь может просмотреть документацию разработчика на сайте продукта, а также протестировать демо-версию CMS, изучить примеры внедрений, сравнить стоимость продукта у разных разработчиков.

Насколько сейчас велик спрос на CMS-решения в нашей стране? Кто чаще всего заинтересован в таких решениях?

Свои сайты сейчас имеют представители почти всех видов бизнеса, кроме самых мелких. Большинство этих сайтов отличаются неудовлетворительным качеством и низкой эффективностью. Положительный момент в том, что к компаниям приходит понимание этого, благодаря чему растет потребность в новых сайтах. За них, в отличие от первых сайтов, клиенты уже готовы платить более адекватные деньги и ожидать более адекватного результата.

Соответственно, грамотные веб-студии не сидят без дела и загружены заказами на 100-150%. Именно они главным образом заинтересованы сегодня в CMS, которые помогают оптимизировать процесс разработки и первичного наполнения интернет-сайта и снизить кадровый голод при росте производительности.

Кроме того, с ростом IT-грамотности конечного клиента повышается его информированность и в части, касающейся CMS. То есть уже совсем скоро конечный потребитель будет заинтересован не только в веб-студии, но и в том продукте, на котором базируется сайт.

Насколько сложно сейчас участникам рынка конкурировать с «1С-Битрикс»? Действительно ли так незыблемы его лидирующие позиции?

«1С-Битрикс», начав разработку и продвижение своего продукта 7 лет назад, сделал большое дело: благодаря его активности, стало возможным говорить о российском рынке CMS вообще. Хотя нам этот рынок в нынешнем виде не нравится. «1С-Битрикс» многому нас научил на своих ошибках, и мы благодарны ему за это. Такова миссия каждого первопроходца, но история показывает, что на большинстве рынков первопроходцы редко сохраняют лидерство.

Сейчас нам конкурировать с «1С-Битрикс» несложно, но зачастую неприятно. Во-первых, нас вообще не очень интересует тот рынок, на котором «1С-Битрикс» считается лидером. Их рынок больше похож на распространение промышленного оборудования по методике «Гербалайфа». Очень странный рынок, где выигрывают только единицы. Мы с самого начала не разделяли их идеологию развития CMS — как продукта, так и самого бизнеса. Поэтому мы скорее развиваем собственный рынок CMS, ориентированный на те 99% разработчиков сайтов, которые не пользуются «Битриксом» и вряд ли когда-нибудь начнут им пользоваться.

Правда, в последнее время растет тенденция перехода части партнеров «1С-Битрикс» на нашу платформу, но это не является результатом наших активных действий. Просто многие разработчики были вынуждены пользоваться теми продуктами, которые были на рынке на тот момент времени. А потом нашли у нас то, чего им не хватало раньше. Я называю это естественной конкуренцией, а не агрессивной.

Во-вторых, мы и не собирались жестко конкурировать с «1С-Битрикс». К сожалению, рынок до нашего появления был однополярным, и все теперь просят сравнений нас с ними, хотя мы не любим таких вопросов. Мы просто продвигаем свой продукт, ценности, заложенные в нем, и свою идеологию партнерских отношений с разработчиками. А разработчики и их клиенты выбирают сами.

На самом деле, все это играет нам на руку — своей борьбой они только повышают нашу известность и увеличивают число наших сторонников. Отчасти и благодаря этому, мы за полгода стали таким заметным игроком рынка и добились тех результатов, на которые им в свое время потребовались долгие годы. Мы не хотим идти к лидерству на рынке в течение долгих лет, как это делал «1С-Битрикс». Сейчас наши продажи удваиваются каждый месяц, мы планируем удержать этот темп и через год-полтора иметь лучшие на рынке показатели — как по количеству проданных лицензий, так и по суммарному обороту с продаж.

За счет каких преимуществ сейчас можно конкурировать с «1С-Битрикс»?

«Битрикс» создавался разработчиками для разработчиков. У продукта свои ценности — прежде всего, это многофункциональность. UMI.CMS — это продукт, созданный для всех людей, имеющих отношение к управлению сайтами. У нас другие ценности: доступная цена, удобство использования и ежедневная экономия времени, скорость работы, простота освоения и разумная функциональность. Я обычно эти ценности объединяю в одно понятие, определяющее суть нашего продукта — гармония. Именно стремление к гармонии определяет наше позиционирование на рынке. Партнеры «Юмисофт» и покупатели UMI.CMS — это те, кто разделяет наши ценности. Кроме того, мы не стремимся получать максимальную сиюминутную прибыль, а готовы инвестировать в своих партнеров ради будущих результатов. Поэтому наша политика поддержки разработчиков предусматривает щедрые подарки, помощь и заботу о наших партнерах.

Согласны ли вы с мнением о том, что CMS выделяется в отдельный сегмент рынка разработки ПО?

Да, разумеется. Ведь есть сегменты этого рынка, обслуживающие те или иные задачи. Например, ПО, обслуживающее нужды бухгалтерии (к примеру, «1С»), или ПО, предназначенное для управления отношениями с клиентами (различные CRM) и т.д. Так и CMS — обеспечивает решение вполне определенного комплекса задач, связанного с управлением сайтами.

Стоит ли ожидать в ближайшее время экспансии российских CMS-компаний на западные рынки или, наоборот, прихода на российский рынок крупных западных игроков?

Западным компаниям бессмысленно выходить со своими продуктами на российский рынок по одной простой причине: их продукты стоят существенно дороже, а цена — это один из основных критериев для принятия решения о выборе того или иного продукта. Обратная тенденция как раз более логична. И нам уже делали предложение о покупке эксклюзивных прав на распространение продукта на западные рынки. Но мы пока не торопимся принимать такое решение и ищем партнеров-дистрибьюторов. На ближайший год наш основной приоритет — Рунет.

Какова ваша оценка перспектив сосуществования CMS-разработок участников рынка с так называемыми «открытыми» решениями?

Процент веб-студий, использующих решения open source будет постепенно снижаться, пока не стабилизируется на уровне не выше 15-20%. Плюсов использования коробки уже сегодня больше, чем плюсов использования бесплатных систем управления сайтами. Это развитая служба техподдержки, развитые партнерские сети, продуманная, составленная с ориентацией на конечного пользователя документация, не говоря уже о документации разработчика. Open source-CMS большинства этих плюсов не имеют.

Чтобы использовать «открытый» продукт, в штате необходим не просто технолог, а толковый программист, если есть задачи «подогнать» CMS под проект, что означает увеличение расходов на содержание персонала. И еще очень важный момент. Кому будет предъявлять претензии веб-студия, имеющая неразрешимую проблему, связанную с open source-CMS? Никому. В случае с коммерческой системой ответ однозначный — разработчику ПО, и проблема уже перестает быть неразрешимой.

С другой стороны, есть ситуации, когда продукты open source предпочтительнее коробочных. Часто это связано не только с низкой ценой, но и наличием специфического функционала. Кроме того, у некоторых редких «открытых» продуктов довольно развитые сообщества, обеспечивающие поддержку, в том числе и на платной основе. В таких случаях лучше говорить не о бесплатном софте, а рассматривать бесплатное ПО как часть коммерческой услуги. Эта модель бизнеса активно развивается в последние годы.

Ваш прогноз развития российского рынка CMS в ближайшие несколько лет.

Через год-два на российском рынке CMS будут заметны 3-4 крупных игрока, которые должны будут активно и четко позиционироваться относительно конкурентов. Конкуренция значительно усилится, что будет выгодно как разработчикам сайтов, так и их клиентам. Уровень грамотности клиентов уже не позволит продвигать преимущества продуктов на основании голословных утверждений, как это часто делалось до сего времени. Будут проводиться профессиональные сравнительные тесты по скорости работы систем, по удобству использования разными категориями пользователей и т.д.

Среди лидеров рынка на ближайшие несколько лет я вижу UMI.CMS, «Битрикс», вероятно — NetCat и, возможно, за это время проявят себя еще 1-2 системы, если они начнут активное развитие прямо сейчас. Среди наиболее вероятных кандидатов — ABO.CMS, S.Builder, Twilight и HostCMS.