Red Collar — лучшее digital-агентство 2017 года в мире по версии CSS Design Awards и платиновый партнер UMI.CMS. Маги имиджевых проектов. Те, что заявляют своей задачей не просто сделать сайт клиенту, а влюбить аудиторию в его бренд. «Сидя в промзоне» в Воронеже, ребята работают на стыке эстетики и новейших технологий, задают тренды в вебе и покоряют мир. С основателем и креативным директором Red Collar Денисом Ломовым побеседовала Лиза Рыбакова из UMI.CMS.
— Вы стали, пожалуй, самым победоносным агентством рунета за последний год: получили 14 международных наград, 21 российскую и продолжаете «грести их лопатой». Awwwards, FWA, CSS Design Awards, Рейтинг Рунета, Золотой сайт... куда вы нацелены дальше и где предел мечтаний для Red Collar?
Как говорится, нет предела мечтаниям. Впрочем, как и человеческим возможностям. Теперь, когда мы получили звание лучшего в мире агентства, стало сложнее: все пристально наблюдают за нами, думают, сможем ли мы удержать планку. Но, как и раньше, каждый день мы стремимся стать лучше, чем были вчера, перерасти себя самих. И нам это удается — с начала года уже успели взять десять международных наград.
Если о целях компании, то мы работаем над тем, чтобы обеспечить клиентам полное и качественное представление в digital-сфере. То есть создавать не только сайты, а вести и развивать бизнес клиента на высшем уровне по всем направлениям. Например, брендингом мы активно занимаемся больше полугода, в планах есть SMM. А уже сейчас полноценно развили отдел поддержки сайтов: наполнение, контент, ведение и совершенствование.
— Ваши сайты выполнены на мировом уровне, до которого Рунету в целом еще расти и расти. Где / у кого вы учитесь и черпаете вдохновение?
Каждый день я просматриваю десятки сайтов на разных международных конкурсах, отслеживаю и понимаю, что происходит в digital во всём мире, вдохновляюсь лучшими решениями. Целенаправленно ни у кого не учусь, скорее уж учу сам: как раз для повышения уровня digital в России и в помощь молодым специалистам, регулярно проводим бесплатные офлайн лекции в Воронеже. Чисто командой агентства, под лейблом RDCLR.LIVE.
— В чем разница — делать проект на конкурс или «на клиента»? В какой момент работы над проектом вы понимаете: это проект, который может победить? Бывает ли, что требования клиента противоречат этой перспективе, и как вы поступаете в этом случае?
Нет такого разделения, как проект «на конкурс» или «для клиента». Когда приходит клиент, мы просто делаем для него лучший сайт: современный, технологичный, решающий задачи и при этом с эстетичным дизайном, с таким, что зацепит пользователя и заставит запомнить продукт и бренд. Затем подаем работу на конкурс и эксперты со всего мира подтверждают, что мы сделали отменную вещь.
Как правило, к нам уже обращаются те, кто хочет получить лучший сервис и сайт, и доверяют нашим решениям. Мы полностью продюсируем проект, держим всё под контролем, умеем, учитывая пожелания клиента, создавать продукт выше его ожиданий, мирового уровня. То есть сейчас такого, чтобы требования по задачам клиента мы бы не смогли воплотить наилучшим образом, практически не бывает. И победам на конкурсах заказчики радуются вместе с нами, гордятся, делают посты в соц сетях и так далее. Понимают, что их сайт — лучший в их отрасли для России и даже мира.
— Бывают ли у вас дизайны «в стол» — гениальные с вашей точки зрения, но категорически не принятые клиентами? Если да, то как вы с ними поступаете?
Очень редко, но бывает. Когда клиент принял идею и даже скетчи, но потом передумал. То есть нет такого, чтобы мы взяли что-то с потолка и попытались презентовать, нет. Это всё происходит на основе брифа и пожеланий клиента. С неудачными вариантами ничего не делаем, просто превращаем их в удачные.
— На практике согласование дизайна с клиентом может длиться месяцами, выжимать все ресурсы проекта и заканчиваться в формате «нарисуем уже что угодно, лишь бы клиент принял». Знакома ли вам эта боль, и как вы с ней справляетесь? С какого раза обычно ваши клиенты принимают дизайн-концепцию?
Поскольку мы много времени уделяем аналитике и делаем одну, зато максимально подходящую задачам дизайн-концепцию, она в большинстве случаев принимается клиентом с первого раза. Если нет, мы её просто дорабатываем, иногда — генерим заново.
Долгое согласование дизайна с клиентом бывает в основном тогда, когда заказчик — огромная компания, и пока все менеджеры и директора не согласятся между собой и не дадут единое «да», может пройти и месяц. Чтобы такие вещи случались как можно реже, мы обговариваем сроки по согласованию заранее.
— В последнее время во все рупоры активно пропагандируется понятие «продающий сайт». Оно стало затмевать все классические критерии качества сайта: красивый, функциональный, удобный и т.п. Вы же, наоборот, посвятили себя эстетике, делаете ставку на креатив и оригинальность. Всегда ли готовы к этому ваши клиенты? В чем все-таки разница между «красивым» сайтом и «продающим»?
Для начала стоит разобраться, что такое «продающий сайт». Одно дело, когда клиент так и формулирует задачу — увеличить продажи с помощью сайта (а не сформировать правильный образ, передать имидж, показать товар). Другое, когда «продающим» называют любой сайт те, кто не умеет делать качественный продукт: совмещать решение задач и эстетику, закладывать сверхценность. Как научились пять лет назад собирать простые блочные сайты и не научились помимо решения задач делать красиво — так и живут.
Продавать могут и шаблонные решения: навязчиво, в лоб, с выскакивающими трубками, формами, большими кнопками «купить» — лишь бы высосать у покупателя последние деньги. Так можно, но построить долгосрочные отношения с покупателем не получится. А бывают компании, которые понимают, что лояльность пользователей важнее всего, что они будут покупать где приятно и без навязывания, с хорошими эмоциями от взаимодействия с сайтом, будут благодарны бренду за уважение, за уровень и комфорт, будут влюбляться и возвращаться к нему снова и снова — это и есть та сверхценность, что мы вкладываем в проекты.
— Вы делаете сайты на UMI.CMS. Почему выбрали именно эту платформу? Как влияет выбор платформы на бизнес агентства и производственный процесс?
Большинство сайтов мы действительно создаем на базе UMI.CMS. Когда мы начинали, эту платформу порекомендовал наш первый backend разработчик. Со временем мы убедились в её надежности. И, думая об удобстве наших клиентов — чтобы при желании в дальнейшем они могли управлять сайтом самостоятельно или с помощью штатных сотрудников — довольны интуитивно понятной административной частью платформы. Плюс хорошо, что можно создавать мультиязычные сайты: многие наши заказчики взаимодействуют с широкой аудиторией или работают в нескольких странах.
Несмотря на все рассуждения об эстетике и пользовательском взаимодействии, сайт — это код. Платформа в нашем случае должна давать максимальные возможности по оптимизации и кастомизации, она сильно влияет на бизнес агентства. Ведь невозможность сделать задуманное или поддерживать и изменять — это провал.
— Вы работаете, в основном, с федеральными заказчиками. Как вам удалось выйти на федеральный уровень и закрепиться там?
О, это интересная история, про неё даже есть отдельный материал в отраслевом СМИ. Если кратко: мы быстро поняли, что ни в городе, ни в области ловить нечего. Тут уже есть свои игроки, а крупных клиентов почти нет. Решились подать работу на всероссийский конкурс, выиграли, нас заметили, так и пошло. Закрепились благодаря работам. Делаешь хорошо, все это видят и хотят себе. Не важно в каком ты городе, сейчас мобильный мир, на связи в мессенджерах и на созвонах, нужна личная встреча — самолет, несколько часов, и ты у клиента.
— Как вы получили заказ на разработку сайта Баскова?
Нас порекомендовали маркетологу Николая.
— Есть ли у вас кумиры среди мировых веб-студий и что именно вас в них вдохновляет?
У меня где-то десяток любимых студий, самые крутые, на мой взгляд, это Hello Monday, RESN и, конечно, Sagmeister & Walsh. Кстати, как раз RESN в прошлом году стали «Агентством года» на CSSDA, а в этом году мы, получается, обошли кумиров. Только представьте!
Вдохновляет само качество работ, свежие решения, технологичность и продуманность, с которой сделаны сайты. Например, всё может быть на WebGL, а работает быстро даже на устаревших устройствах. И мотивирует сама суть, что такие же простые ребята, как мы, делают мировые digital-бомбы.
— Как вы выращиваете и прокачиваете своих сотрудников, повышаете квалификацию команды?
Выращиваю — погружаю в процесс с головой, даю ответственные задачи, обсуждаю решения, говорю, что получается, что нет. А прокачка, если общая для команды, то раз в неделю, по четвергам, собираемся и обсуждаем разные проекты на DIЧ: брендинг, сайты, новые инструменты, эффекты для разработчиков. Так каждый в команде понимает, что такое хороший сайт, а что нет.
— Сколько времени понадобилось от момента создания агентства до международного признания?
Порядка 7 лет с открытия в 2009 году по 2016, когда мы получили первый «Сайт дня» на CSS Design Awards.
— Что изменилось в агентстве после сбора урожая наград? (увеличение прайса, увеличение лидов/проектов, открытие новые подразделений и т.д.)
Много чего изменилось: прайс вырос в три раза относительно цен двухлетней давности, клиентов стало приходить больше, настолько, что в декабре прошлого года мы открыли партнерскую программу, передаем туда проекты, не проходящие по бюджету или специализации.
— Можете ли измерить свой успех в деньгах? Например, за сколько бы вы могли продать свою компанию три года назад и сейчас? Или в процентном соотношении — насколько увеличились обороты/доходы агентства?
Продавать компанию мы не собираемся, хотя предложения поступают достаточно часто — но раньше нас хотели купить средние компании, а сейчас даже бывают запросы от крупных федеральных агентств. Что касаемо процентов, за 2017 год общий оборот вырос в три раза от уровня 2016.
— Как изменился портрет вашего среднестатистического клиента за последний год?
Как работали с нами заинтересованные и хорошие клиенты, так и сейчас они остались такими, но теперь они уже приходят из более крупных компаний. В основном это лидеры своей отрасли, либо те, кто хочет ими стать. В принципе, и раньше такие клиенты работали с нами, но отрасли были региональными, а теперь — федерального или мирового уровня.
— Предпринимаете ли вы какие-то шаги, чтобы вашу звездную команду теперь не перехантили? И были ли уже такие попытки?
Попытки есть, и разные федеральные агентства пытаются переманить сотрудников, а мы просто создаем хорошие и комфортные условия для работы, и изначально подбираем людей, которые горят общей целью. Каждый из команды причастен к большому успеху, и поэтому всем интересно.
— Назовите три (максимум пять) управленческих решений, которые по вашему мнению и привели вас к успеху?
В первую очередь это отказ работать на аутсорсе у других (в то время) крутых московских компаний, даже в самом начале пути. Они нам писали, хотели нас нагрузить, и мы даже рассматривали варианты, вели переговоры, но в последний момент понимали, что это всё-таки не наш путь. Сюда же можно отнести отказ от продажи доли компании кому-либо со стороны.
Еще очень важным было и остается максимальное вложение инвестиций в компанию, начиная с того, что мы никогда не отрабатывали часы, а пытались вложиться в продукт и в свой рост, чтобы сделать лучше и потом уже зарабатывать больше.
Третье решение — никогда не считать людей ресурсом, ведь они — команда. Мы не используем чисто бизнес подход, и не воспринимаем людей как активы или ресурсы для управления. Нужно относиться ко всем на равных, ведь каждый вносит что-то свое, свою частичку в общий успех. Стараемся подстраивать клиента и приходящие проекты под интересы команды, это важнее, чем быстрый заработок. Работаем с клиентами, для которых можно создать крутые проекты, а не с теми, кто может заплатить больше.
— В конце, пожалуйста, дайте совет региональным агентствам, мечтающим повторить ваш подвиг?
Мой совет — никогда не сдаваться, даже если все валится из рук, и кажется, что все потеряно. Именно в такие моменты, перебарывая себя, ты становишься лучше, сильнее и можешь чего-то добиться.