Автор: Андрей Григорьев, Юмисофт (Директор по развитию)
Большинство заказчиков, которые приходили ко мне, имели весьма общее и, зачастую, неполное представление относительно причин создания сайта, а также круга задач, которые он призван решить в первую очередь.
Основные ответы заказчиков на вопрос «Зачем?» звучали следующим образом:
Казалось бы, все ответы вполне логичны. Однако при более детальном рассмотрении все не так просто.
Первый тезис: сайт — это, прежде всего, инструмент продаж. Вне зависимости от того является ли он, к примеру, интернет-магазином, или просто сайтом — «визитной карточкой».
Что же такое продажа?
Если быть до конца честными, стоит признать: конечному пользователю от нас ничего не нужно. Их интересует, как с помощью предлагаемых товаров и услуг они могут решить свои проблемы и удовлетворить насущные потребности.
Второй тезис: продажа — это способ решения проблем и удовлетворения потребностей покупателя.
Что эта точка зрения меняет в нашем подходе? Давайте по-порядку.
Допустим, мы приняли концепцию, что сайт, являясь инструментом продаж, призван решать проблемы. Что дальше?
1. Определяем целевую аудиторию.
К сожалению, основной упор, как правило, делается на внешнюю аудиторию. При этом зачастую не учитывается тот факт, что сайтом пользуются также и внутренняя аудитория (непосредственно сотрудники компании).
Давайте для примера представим интернет-магазин детских товаров, который занимается реализацией продукции по всей России. Попробуем выделить основные группы будущих пользователей:
Выделенные группы приведены условно. Уверен, что специалист из сферы торговли детских товаров указал бы другие группы, но в данном случае нам просто требуется удобный пример.
Определять аудиторию я советую методом «мозгового штурма». Метод мозгового штурма — это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
2. Дополняем нашу аудиторию подробным описанием: определяем возраст, пол, регион проживания, уровень дохода, место и устройство просмотра сайта и т.п., затем ранжируем группы по степени важности в порядке убывания.
3. Выявляем проблемы и потребности целевой аудитории.
Как следует из приведенных выше примеров, разнообразных проблем и потребностей предостаточно. Я призываю начать с агрегации и структурирования проблем, но при этом не искать способов их решения. Когда все проблемы выявлены, надо их упорядочить по важности. Я не советую вам самостоятельно заниматься поиском решения этих проблем, т.к. хорошая веб-студия в ходе работ предложит вам набор возможных решений, и, скорее всего, они будут наиболее удачными, и, вероятно, неожиданными.
Найденные проблемы и потребности и представляют собой тот список задач, который должен являться основой требований к сайту.
Итак, резюмируем: